Дефицит федерального бюджета: что это и как государство его покрывает
Дефицит бюджета — одно из ключевых понятий в экономике, которое напрямую влияет на жизнь каждого. Разбираемся, почему иногда государство тратит больше, чем зарабатывает, как правительство решает эту проблему и что означает дефицит федерального бюджета в РФ для россиян.

Что такое дефицит бюджета
Дефицит федерального бюджета — это ситуация, когда расходы государства превышают доходы за определенный период. То есть страна тратит больше денег, чем получает от налогов и других поступлений.
В России такая ситуация складывается, когда Минфин планирует потратить больше средств, чем поступит от налоговых сборов за пользование природными ресурсами, НДС, НДФЛ, налогов на прибыль и других источников доходов бюджета. Каждый год параметры бюджета фиксируются в виде закона о федеральном бюджете, который определяет допустимый уровень дефицита и источники его покрытия.
На 2026 год правительство запланировало дефицит в размере 3,8 трлн ₽ (доходы — 40,3 трлн, а расходы — 44,1 трлн), который предполагается компенсировать преимущественно за счет займов.
Причины возникновения дефицита бюджета
Дефицит возникает по двум основным причинам: снижение доходов или рост расходов бюджета. Когда экономика замедляется, налоги поступают хуже, а социальные обязательства растут.
К недостаче доходов приводят экономические кризисы, когда падает деловая активность. Компании получают меньше прибыли, граждане — меньше зарплат, соответственно, государство недополучает налоги. Также доходы падают при снижении цен на нефть и газ для экспортирующих энергоресурсы стран.
Основные причины роста расходов:
- Антикризисные программы поддержки экономики
- Увеличение социальных программ и субсидий населению
- Рост расходов на оборону и безопасность
- Инвестиции в инфраструктуру и экономическое развитие
- Обслуживание государственного долга становится дороже
Центробанк через ключевую ставку задает стоимость заимствований, и когда ставка повышается, государство вынуждено тратить больше средств на обслуживание долга, что усиливает давление на бюджет.
Виды бюджетного дефицита
Есть разновидности дефицита, зависящие от экономического цикла, структуры обязательств и методов расчета. Такое деление помогает оценить глубину проблемы.
Например, циклический дефицит связан с экономическими циклами: во время рецессии доходы падают, а расходы на поддержку экономики растут по разным каналам, включая субсидии компаниям, трансферты населению, льготные кредиты и так далее. При восстановлении экономики такой дефицит исчезает сам. А структурный дефицит сохраняется даже при нормальной работе экономики. Он возникает из-за долгосрочного превышения обязательств государства над его возможностями собирать налоги.
Также виды дефицита делятся по методам расчета:
- Общий — включает все расходы государства, доходы минус расходы по принятой учетной базе
- Первичный — общий баланс без учета расходов на обслуживание долга
- Структурный — измеряет постоянную, устойчивую часть фискального дисбаланса, то есть циклически скорректированный баланс минус одноразовые факторы
Как государство покрывает дефицит бюджета
Правительство использует займы, резервы и другие источники, чтобы поддерживать стабильность бюджета. Каждый метод имеет сильные и слабые стороны.
Займы — основной источник покрытия дефицита. Государство выпускает облигации, которые покупают банки, инвестиционные фонды, частные инвесторы. Казначейство регулярно размещает облигации федерального займа на аукционах.
Использование накопленных резервов — еще один способ, в России эту роль выполняет Фонд национального благосостояния. Метод хорош тем, что государство тратит только собственные деньги, но резервы в таком случае истощаются.
Какие могут быть способы покрытия дефицита:
- Займы в рублях
- Использование резервов, накопленных в предыдущие годы
- Повышение налогов
- Займы в иностранной валюте
- Средства от приватизации госсобственности
Монетарный способ финансирования дефицита считается самым опасным способом: в таком случае Центробанк покупает госдолг новыми деньгами, но параллельно разгоняет инфляцию и снижает благосостояние граждан.

Дефицит и профицит бюджета
Профицит — противоположность дефициту, когда доходы превышают расходы. Эти категории описывают баланс доходов и расходов. Их динамика показывает, насколько устойчиво государство ведет финансовую политику.
Последствия профицитного бюджета:
- Формирование резервов
- Погашение долгов
Профицитный бюджет позволяет накапливать резервы и погашать долги. Но слишком большой профицит означает, что государство изымает из экономики больше денег, чем вкладывает. Это может замедлить экономический рост.
Последствие дефицитного бюджета — рост долга.
При сбалансированном бюджете доходы равны расходам. Сбалансированный структурный бюджет обеспечивает финансовую устойчивость.
Плюсы и минусы дефицитного бюджета
Дефицитный бюджет имеет положительные и отрицательные стороны. Он позволяет стимулировать экономическую активность в кризисные периоды, но вместе с тем увеличивает долговую нагрузку и расходы на обслуживание долга.
Повышенные расходы бюджета в кризисные периоды позволяют:
- Больше инвестировать в экономику и поддерживать граждан в кризис
- Строить инфраструктуру для будущего роста
- Сглаживать экономические циклы и снижать волатильность
Минусы включают рост государственного долга и процентных платежей. Чем больше долг, тем большую часть бюджета приходится тратить на его обслуживание вместо полезных программ. При чрезмерном дефиците растут риски для финансовой стабильности.
Последствия для экономики зависят от размера дефицита и накопленного долга. В РФ государственный долг сравнительно небольшой — 18% ВВП.
Выводы
Дефицит бюджета отражает превышение расходов над доходами и считается важным показателем состояния финансовой системы. Источники дефицита федерального бюджета связаны с падением поступлений в казну и ростом обязательств государства.
Есть разные виды дефицита, которые помогают экономистам точнее оценивать финансовые риски. Для покрытия дефицита применяются займы, используются резервы и другие инструменты, выбор которых зависит от стратегии правительства.
Баланс бюджета (дефицит или профицит) и уровень госдолга показывает, насколько устойчива экономика и как государство управляет ресурсами. Дефицит имеет и положительные, и отрицательные стороны: он способен поддержать рост экономики в периоды кризисов, но одновременно увеличивает долговую нагрузку. Важно учитывать, что временный дефицит считается рабочим инструментом бюджетной политики. Почти все страны периодически сталкиваются с этим явлением. При разумном управлении оно помогает развивать экономику и сглаживать кризисные периоды.
Источники:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/efeadd1a3c202eaac852c823492cf391119f12be/
https://rusjm.ru/ru/nauka/article/57053/view
https://cyberleninka.ru/article/n/byudzhetnyy-defitsit-i-istochniki-ego-pokrytiya
https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-finansirovaniya-defitsita-byudzheta-rossiyskoy-federatsii-perspektivy-i-tendentsii
https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=39992-anton_siluanov_podgotovlennyi_proekt_federalnogo_byudzheta_na_predstoyashchuyu_trekhletku_sbalansirovannyi_i_ustoichivyi
http://government.ru/news/56347/
https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=39852-predvaritelnaya_otsenka_ispolneniya_federalnogo_byudzheta_za_yanvar-iyul_2025_goda
















