1. Журнал
  2. Лайфстайл
  3. Пять видеоигр об управлении собственным бизнесом или государством

Пять видеоигр об управлении собственным бизнесом или государством

Содержание

RollerCoaster TycoonTwo Point HospitalFactorioTrevor Chan’s Capitalism IIСерия Sid Meier's Civilization

Видеоигры — отличный способ познакомиться с основами экономики и предпринимательской деятельности. Некоторые экономические симуляторы настолько реалистичны, что их рекомендуют студентам в качестве тренажера. Подобрали пять увлекательных видеоигр, которые научат основам бизнеса и экономики или помогут углубить уже имеющиеся знания.

RollerCoaster Tycoon

Это серия игр, где игроки строят парк развлечений своей мечты. Экономическая составляющая в этой игре не настолько глубока, как у других участников нашего списка. Поэтому она подойдет скорее новичкам, которые хотят научиться основам менеджмента, но пока не готовы углубляться в цифры и детальные экономические показатели.

Всего вышло шесть основных частей плюс несколько ответвлений, причем игроки особенно хвалят первую часть. Она поступила в продажу еще в 1999 году. В игре RollerCoaster Tycoon предстоит:

  1. Строить объекты развлечений и торговли. Чем больше аттракционов, магазинов и сервисов, чем удачнее их расположение, тем больше прибыли они принесут. Строить можно карусели, американские горки, тележки с мороженым, магазинчики с воздушными шарами и другие объекты
  2. Украшать территорию. Скамейки, цветники, столики для пикника, пруды — чем больше украшений, тем приятнее будут впечатления посетителей. А это один из ключевых показателей работы парка развлечений.
  3. Следить за состоянием объектов. Аттракционы ломаются и нуждаются в регулярной починке. Частоту ремонта можно установить отдельно для каждого объекта.
  4. Проводить исследования. На них расходуются деньги. В результате исследования становится доступен новый аттракцион, торговый объект.
  5. Управлять персоналом. Персонал — аниматоров, сервисных работников, охранников — нужно контролировать. Периодически придется распределять задачи между сотрудниками.
  6. Регулировать цены. Стоимость посещения любого объекта, будь то «русские горки» или туалет, можно регулировать — повышать или понижать и воочию увидеть, как это влияет на бизнес.
  7. Проводить маркетинговые кампании. Они позволят привлечь больше посетителей в парк развлечений.

Игроку доступна как общая статистика парка, так и по каждому объекту отдельно. Заглянув в отчет, можно проанализировать, какие объекты пора ремонтировать, какие аттракционы недозагружены, достаточно ли разнообразен в целом выбор развлечений.

Two Point Hospital

В этой игре предстоит развивать сеть госпиталей, где лечат забавные выдуманные заболевания типа Комплекса Императора или Словесной диареи. При всей абсурдности болячек и способов их лечения операционные и стратегические задачи перед управляющим будут стоять вполне реальные. Итоговая цель — создать процветающую сеть госпиталей. Для этого предстоит:

  1. Закупать оборудование и обустраивать клинику. Размещать новые кабинеты, оснащать их оборудованием для диагностики и лечения, строить и облагораживать палаты, комнаты отдыха для персонала, туалеты, кафе и множество других объектов. Чем качественнее обставлены и организованы кабинеты, тем качественнее диагностика и лечение, а престиж — выше.
  2. Ремонтировать и модернизировать оборудование. Любое оборудование ветшает и нуждается в постоянном обслуживании и модернизации. Нужно следить за его состоянием и вовремя чинить, чтобы в клинке не было простоя, а качество услуг росло.
  3. Нанимать и обучать персонал. Нанимать нужно будет всех — от администратора в регистратуре до практикующих врачей. У каждого соискателя — свой набор навыков и компетенций, а также положительных и отрицательных качеств. Например, врач может быть талантливым диагностом, но с низкой мотивацией и длинными обеденными перерывами. Неэффективных сотрудников можно увольнять или снижать им зарплату. Эффективным — повышать.

    Чем больше навыков и компетенций, тем дороже специалист. Если средств на крутого спеца не хватает, можно нанять новичка и направить его на обучение. Тренинги проводят как собственные сотрудники госпиталя, так и нанятые тренеры со стороны — этот вариант позволит не отрывать врача от работы, но обойдется в разы дороже.
  4. Проводить научные исследования. Исследовательские проекты по сути открывают новые методы лечения и увеличивает престиж госпиталя.

Детальные бизнес-показатели, включая статус, доходы, качество работы сотрудников, можно отслеживать в разделе с подробной статистикой.

Factorio

Factorio — игра в первую очередь про менеджмент и управление, а также про эффективную организацию процессов производства. Мы играем за пилота космического корабля, потерпевшего крушение на неизвестной планете. В его распоряжении — огромные природные богатства и земли, на которых можно организовать добычу и производство. Цель игры — построить ракету, чтобы спастись. В игре нужно:

  1. Выстраивать полные производственные цепочки. Чтобы произвести те или иные компоненты, нужно сначала добыть ресурсы, обработать их. Например, добытый металл может требовать несколько этапов обработки, чтобы в итоге стать компонентом для какой-нибудь микросхемы.
  2. Автоматизировать и модернизировать производство. Чтобы меньше заниматься микроменеджментом, большинство процессов можно автоматизировать. Оборудование со временем можно заменять более технологичным и эффективным.
  3. Отстраивать транспортные пути. Они потребуются для транспортировки ресурсов и готовых компонентов. Нужно будет строить железнодорожные пути и грузовые поезда. А чтобы произвести грузовые поезда, нужно будет освоить и начать производство твердотопливного двигателя и других комплектующих.
  4. Защищать свои промышленные объекты от набегов. Производство негативно влияет на экологическую обстановку планеты, поэтому местные обитатели будут регулярно нападать на фабрики и добывающие предприятия.

За прогрессом можно следить, обращаясь к детальной статистике по всем предприятиям.

Trevor Chan’s Capitalism II

Этой игре уже более двадцати лет, но она до сих пор остается одним из самых глубоких экономических симуляторов. Глобальная цель игрока — стать лидером рынка, построив бизнес-империю, не имеющую конкурентов. Игра настолько реалистична, что ее часто советуют студентам экономических факультетов как тренажер.

В Capitalism II нам предстоит строить империю, используя следующие доступные возможности:

  1. Организация полного цикла производства и развитие торговли. Для производства товаров на продажу можно сначала открыть предприятия по добыче ресурсов, а потом наладить собственное производство и построить точки сбыта. Желающие торговать продуктами питания из собственного сырья, а не закупать его, должны будут построить фермы, скотобойни и обрабатывать поля. Но если организацией полного цикла заниматься не хочется, можно закупать материалы у других компаний.
  2. Продвижение бренда. Выводить бренд на рынок и продвигать товары получится эффективнее, если запустить маркетинговую кампанию.
  3. Покупка СМИ. Средство массовой информации будет отличным подспорьем для популяризации собственного бренда, а также хорошим источником дополнительной прибыли.
  4. Открытие научно-исследовательских лабораторий. Для развития бизнеса нужны не только инвестиции и эффективный менеджмент, но и научно-технический прогресс. Лаборатории позволяют делать открытия и совершенствовать имеющиеся технологии.
  5. Заработки на недвижимости. Пополнить бюджет будущей империи можно, выстраивая жилые, коммерческие здания и сдавая их в аренду.
  6. Ссуды в банке. Если средств на тот или иной проект не хватает, можно взять кредит в банке.
  7. Игры на фондовой бирже. Инвестировать в акции — дело рискованное, но прибыльное. Обеспечить вложения в бизнес можно, выгодно перепродавая акции конкурентов.
  8. Организация головного офиса. При масштабировании бизнеса управлять им в одиночку становится все сложнее. Решить проблему поможет открытие головного офиса — с отделом кадров, пресс-офисом, финансовым и другими отделами, а также несколькими директорами у руля. Однако если игроку хочется сохранить за собой полный контроль, он может обойтись и без поддержки центрального офиса.

Все построенные объекты нужно содержать, а работникам выплачивать зарплату. Чем больше сфер будет охвачено, чем эффективнее будет менеджмент, тем больше средств удастся заработать и тем мощнее империю получится построить. В игре можно отслеживать детальную статистику не только по каждому предприятию (например, магазину или фабрике), но и по каждому товару — сколько он стоит в разных магазинах, какую долю среди конкурентов занимает и не только.

Серия Sid Meier’s Civilization

Сид Мейер — канадский геймдизайнер, известный благодаря серии градостроительных симуляторов Civilization и ряду других известных игровых проектов. Civilization — это масштабная стратегия, позволяющая создать собственное государство и развивать его по своему усмотрению — от древности до нашего времени. Игроку предоставлена полная свобода действий и принятия решений. В линейке Civilization вышло семь номерных частей и ряд ответвлений — играть интересно в любую из них. Игроку предстоит заниматься:

  1. Экономикой. Налаживать производство, выстраивать торговые отношения с соседями, создавать производственные и логистические цепочки.
  2. Политикой. Игрок сам выбирает, какая форма власти будет установлена в государстве: от анархии до абсолютистской монархии.
  3. Дипломатией и военным делом. Выстраивать отношения с соседями можно, применяя дипломатию: заключать союзы и выгодные сделки. А можно заслать к ним шпионов и добыть важные сведения. А можно и вовсе напасть на соседа, сколотив сильную армию.
  4. Наукой. Прогресс государства невозможен без развития науки. Чтобы набирать вес на международной арене и развиваться быстрее соседей, потребуются новые технологии и научные открытия.

Также в Civilization нужно управлять общественным развитием, культурой и многими другими сферами.


Источники:

https://civilization.2k.com/

https://capitalism2.com/forum/viewtopic.php?t=295

https://www.factorio.com/

https://www.twopointstudios.com/en/games/two-point-hospital

Обновлено: