Пять видеоигр об управлении собственным бизнесом или государством
Видеоигры — отличный способ познакомиться с основами экономики и предпринимательской деятельности. Некоторые экономические симуляторы настолько реалистичны, что их рекомендуют студентам в качестве тренажера. Подобрали пять увлекательных видеоигр, которые научат основам бизнеса и экономики или помогут углубить уже имеющиеся знания.

RollerCoaster Tycoon
Это серия игр, где игроки строят парк развлечений своей мечты. Экономическая составляющая в этой игре не настолько глубока, как у других участников нашего списка. Поэтому она подойдет скорее новичкам, которые хотят научиться основам менеджмента, но пока не готовы углубляться в цифры и детальные экономические показатели.
Всего вышло шесть основных частей плюс несколько ответвлений, причем игроки особенно хвалят первую часть. Она поступила в продажу еще в 1999 году. В игре RollerCoaster Tycoon предстоит:
- Строить объекты развлечений и торговли. Чем больше аттракционов, магазинов и сервисов, чем удачнее их расположение, тем больше прибыли они принесут. Строить можно карусели, американские горки, тележки с мороженым, магазинчики с воздушными шарами и другие объекты
- Украшать территорию. Скамейки, цветники, столики для пикника, пруды — чем больше украшений, тем приятнее будут впечатления посетителей. А это один из ключевых показателей работы парка развлечений.
- Следить за состоянием объектов. Аттракционы ломаются и нуждаются в регулярной починке. Частоту ремонта можно установить отдельно для каждого объекта.
- Проводить исследования. На них расходуются деньги. В результате исследования становится доступен новый аттракцион, торговый объект.
- Управлять персоналом. Персонал — аниматоров, сервисных работников, охранников — нужно контролировать. Периодически придется распределять задачи между сотрудниками.
- Регулировать цены. Стоимость посещения любого объекта, будь то «русские горки» или туалет, можно регулировать — повышать или понижать и воочию увидеть, как это влияет на бизнес.
- Проводить маркетинговые кампании. Они позволят привлечь больше посетителей в парк развлечений.
Игроку доступна как общая статистика парка, так и по каждому объекту отдельно. Заглянув в отчет, можно проанализировать, какие объекты пора ремонтировать, какие аттракционы недозагружены, достаточно ли разнообразен в целом выбор развлечений.
Two Point Hospital
В этой игре предстоит развивать сеть госпиталей, где лечат забавные выдуманные заболевания типа Комплекса Императора или Словесной диареи. При всей абсурдности болячек и способов их лечения операционные и стратегические задачи перед управляющим будут стоять вполне реальные. Итоговая цель — создать процветающую сеть госпиталей. Для этого предстоит:
- Закупать оборудование и обустраивать клинику. Размещать новые кабинеты, оснащать их оборудованием для диагностики и лечения, строить и облагораживать палаты, комнаты отдыха для персонала, туалеты, кафе и множество других объектов. Чем качественнее обставлены и организованы кабинеты, тем качественнее диагностика и лечение, а престиж — выше.
- Ремонтировать и модернизировать оборудование. Любое оборудование ветшает и нуждается в постоянном обслуживании и модернизации. Нужно следить за его состоянием и вовремя чинить, чтобы в клинке не было простоя, а качество услуг росло.
- Нанимать и обучать персонал. Нанимать нужно будет всех — от администратора в регистратуре до практикующих врачей. У каждого соискателя — свой набор навыков и компетенций, а также положительных и отрицательных качеств. Например, врач может быть талантливым диагностом, но с низкой мотивацией и длинными обеденными перерывами. Неэффективных сотрудников можно увольнять или снижать им зарплату. Эффективным — повышать.
Чем больше навыков и компетенций, тем дороже специалист. Если средств на крутого спеца не хватает, можно нанять новичка и направить его на обучение. Тренинги проводят как собственные сотрудники госпиталя, так и нанятые тренеры со стороны — этот вариант позволит не отрывать врача от работы, но обойдется в разы дороже. - Проводить научные исследования. Исследовательские проекты по сути открывают новые методы лечения и увеличивает престиж госпиталя.
Детальные бизнес-показатели, включая статус, доходы, качество работы сотрудников, можно отслеживать в разделе с подробной статистикой.
Factorio
Factorio — игра в первую очередь про менеджмент и управление, а также про эффективную организацию процессов производства. Мы играем за пилота космического корабля, потерпевшего крушение на неизвестной планете. В его распоряжении — огромные природные богатства и земли, на которых можно организовать добычу и производство. Цель игры — построить ракету, чтобы спастись. В игре нужно:
- Выстраивать полные производственные цепочки. Чтобы произвести те или иные компоненты, нужно сначала добыть ресурсы, обработать их. Например, добытый металл может требовать несколько этапов обработки, чтобы в итоге стать компонентом для какой-нибудь микросхемы.
- Автоматизировать и модернизировать производство. Чтобы меньше заниматься микроменеджментом, большинство процессов можно автоматизировать. Оборудование со временем можно заменять более технологичным и эффективным.
- Отстраивать транспортные пути. Они потребуются для транспортировки ресурсов и готовых компонентов. Нужно будет строить железнодорожные пути и грузовые поезда. А чтобы произвести грузовые поезда, нужно будет освоить и начать производство твердотопливного двигателя и других комплектующих.
- Защищать свои промышленные объекты от набегов. Производство негативно влияет на экологическую обстановку планеты, поэтому местные обитатели будут регулярно нападать на фабрики и добывающие предприятия.
За прогрессом можно следить, обращаясь к детальной статистике по всем предприятиям.
Trevor Chan’s Capitalism II
Этой игре уже более двадцати лет, но она до сих пор остается одним из самых глубоких экономических симуляторов. Глобальная цель игрока — стать лидером рынка, построив бизнес-империю, не имеющую конкурентов. Игра настолько реалистична, что ее часто советуют студентам экономических факультетов как тренажер.
В Capitalism II нам предстоит строить империю, используя следующие доступные возможности:
- Организация полного цикла производства и развитие торговли. Для производства товаров на продажу можно сначала открыть предприятия по добыче ресурсов, а потом наладить собственное производство и построить точки сбыта. Желающие торговать продуктами питания из собственного сырья, а не закупать его, должны будут построить фермы, скотобойни и обрабатывать поля. Но если организацией полного цикла заниматься не хочется, можно закупать материалы у других компаний.
- Продвижение бренда. Выводить бренд на рынок и продвигать товары получится эффективнее, если запустить маркетинговую кампанию.
- Покупка СМИ. Средство массовой информации будет отличным подспорьем для популяризации собственного бренда, а также хорошим источником дополнительной прибыли.
- Открытие научно-исследовательских лабораторий. Для развития бизнеса нужны не только инвестиции и эффективный менеджмент, но и научно-технический прогресс. Лаборатории позволяют делать открытия и совершенствовать имеющиеся технологии.
- Заработки на недвижимости. Пополнить бюджет будущей империи можно, выстраивая жилые, коммерческие здания и сдавая их в аренду.
- Ссуды в банке. Если средств на тот или иной проект не хватает, можно взять кредит в банке.
- Игры на фондовой бирже. Инвестировать в акции — дело рискованное, но прибыльное. Обеспечить вложения в бизнес можно, выгодно перепродавая акции конкурентов.
- Организация головного офиса. При масштабировании бизнеса управлять им в одиночку становится все сложнее. Решить проблему поможет открытие головного офиса — с отделом кадров, пресс-офисом, финансовым и другими отделами, а также несколькими директорами у руля. Однако если игроку хочется сохранить за собой полный контроль, он может обойтись и без поддержки центрального офиса.
Все построенные объекты нужно содержать, а работникам выплачивать зарплату. Чем больше сфер будет охвачено, чем эффективнее будет менеджмент, тем больше средств удастся заработать и тем мощнее империю получится построить. В игре можно отслеживать детальную статистику не только по каждому предприятию (например, магазину или фабрике), но и по каждому товару — сколько он стоит в разных магазинах, какую долю среди конкурентов занимает и не только.
Серия Sid Meier’s Civilization
Сид Мейер — канадский геймдизайнер, известный благодаря серии градостроительных симуляторов Civilization и ряду других известных игровых проектов. Civilization — это масштабная стратегия, позволяющая создать собственное государство и развивать его по своему усмотрению — от древности до нашего времени. Игроку предоставлена полная свобода действий и принятия решений. В линейке Civilization вышло семь номерных частей и ряд ответвлений — играть интересно в любую из них. Игроку предстоит заниматься:

- Экономикой. Налаживать производство, выстраивать торговые отношения с соседями, создавать производственные и логистические цепочки.
- Политикой. Игрок сам выбирает, какая форма власти будет установлена в государстве: от анархии до абсолютистской монархии.
- Дипломатией и военным делом. Выстраивать отношения с соседями можно, применяя дипломатию: заключать союзы и выгодные сделки. А можно заслать к ним шпионов и добыть важные сведения. А можно и вовсе напасть на соседа, сколотив сильную армию.
- Наукой. Прогресс государства невозможен без развития науки. Чтобы набирать вес на международной арене и развиваться быстрее соседей, потребуются новые технологии и научные открытия.
Также в Civilization нужно управлять общественным развитием, культурой и многими другими сферами.
Источники:
https://civilization.2k.com/
https://capitalism2.com/forum/viewtopic.php?t=295
https://www.factorio.com/
https://www.twopointstudios.com/en/games/two-point-hospital