Как поступить, если обнаружили неправильный ценник в магазине
Закон «О защите прав потребителей» обязывает продавцов обеспечить покупателей достоверной, полной информацией о каждом товаре на его ценнике в точке продажи. Что вправе сделать потребитель, если обнаружил нарушение?

Официальные документы, где описаны требования к ценникам
Закон «О защите прав потребителей». Ст. 10 очерчивает основное требование к ценникам. Информация на них должна быть полной и достоверной и обеспечивать возможность правильного выбора.
Гражданский кодекс РФ (ст 426, ст. 429) Обязывает продавцов предоставлять достоверные сведения о товарах, а также возместить покупателю убытки, связанные с недостоверными сведениями.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2463. Постановление конкретизирует требования к информации на ценниках. В частности, обязательно должны присутствовать:
- Наименование товара или услуги
- Стоимость в рублях
- Единица измерения (штука, вес и пр.)
На ценниках фасованных продуктов — их обычно приклеивают на сам товар — также должна быть указана дата упаковки или фасовки и сроки годности.
Самые распространенные типы нарушений
У товара нет ценника
Закон о защите прав потребителей обязывает продавцов сопровождать каждый товар отдельным ценником. Даже если это модификации одного и того же продукта. Например, три смартфона одной модели, но в корпусе разного цвета — под каждым должен быть свой ценник.
Если торговля идет на рынке, с фургона, лотка и т. д., можно не снабжать товары ценниками — достаточно распечатать общий прайс-лист. В этом случае продавец обязан предоставить его покупателю по первому требованию.
Ответственность: если у товара ценник отсутствует, грозит административный штраф.
На должностное лицо — от 1000 ₽ до 3000 ₽;
На организацию — от 10 000 ₽ до 30 000 ₽.
Неверная информация о товаре в ценнике
Если информация на ценнике не соответствует характеристикам товара — например, на ценнике юбки указали неверный материал или вес у фасованного товара оказался меньше заявленного — это считается обманом покупателя.
Ответственность: административный штраф.
На должностное лицо — 10 000 ₽ до 30 000 ₽.
На организацию — от 20 000 ₽ до 50 000 ₽.
Стоимость на ценнике одна, а на кассе — другая
Бывает, что на полке стоимость указана одна, а на кассе с покупателя требуют заплатить больше. В подавляющем большинстве случаев персонал оправдывает это тем, что на смену ценников не хватило времени или свободных рук. Каковы бы ни были причины, с точки зрения законодательства это нарушение.
Продавец в этом случае обязан взять с покупателя столько, сколько указано в ценнике. Даже если покупка уже оплачена, и покупатель заметил разницу только дома, он вправе вернуться в магазин с ценником и потребовать перерасчета.
Чтобы вернуть разницу, нужно сделать фото товара на полке: так, чтобы были хорошо видны и ценник, и товар. Затем показать кассиру и потребовать сделать перерасчет. Если сотрудник отказывается это сделать, потребовать позвать управляющего и решить вопрос с ним. В большинстве случаев магазин предпочитает не доводить дело до разбирательства и возвращает разницу.
Ответственность: неверная цена — это обман потребителя. За это грозит тот же штраф, что и в случае с указанием некорректной информации о товаре.
На должностное лицо — 10 000 ₽ до 30 000 ₽.
На организацию — от 20 000 ₽ до 50 000 ₽.
Раньше нарушением также считалось оформлять ценники в разном стиле. Сейчас такого требования нет, но покупателям привычнее и удобнее читать информацию о товарах, поданную единообразно.

Что может сделать потребитель
Обратиться к руководству магазина. Указать на нарушение и потребовать устранить его. Если руководитель отказывается, можно перейти к следующему пункту.
Оставить претензию в Книге отзывов и предложений. Книга должна быть прошита, с печатью юрлица, страницы должны быть пронумерованы. Необходимо кратко описать суть нарушения и потребовать его устранить. Руководство магазина должно предоставить ответ и принять меры в срок от 7 до 14 дней в зависимости от нарушения.
Сейчас торговые предприятия не обязаны иметь книгу жалоб и предложений, поэтому в магазине ее может не оказаться. В этом случае составляется письменная претензия в двух экземплярах. Руководство магазина должно заверить ее и принять. Ответ обязаны дать в срок от трех до 20 дней.
Еще можно оставить жалобу в службе поддержки магазина, если она есть.
Обратиться в Роспотребнадзор с жалобой. Если задача — именно привлечь торговую точку к ответственности, то лучше сразу писать в Роспотребнадзор. Жалобу можно подать в территориальный отдел. Важно приложить все доказательства нарушения, которые имеются — фото, видео. Служба организует выездную проверку в торговую точку и зафиксирует все нарушения.
Источники:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373622/
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/d830d8ad6230373234db5735f1215a86658aed68/
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/03bbad17f1d1bd0ca8c72c6c6fac5b3c667bd6c5/
https://kontur.ru/market/spravka/25214-cenniki_na_tovary_kak_oformit_chtoby_ne_poluchit_shtraf?
https://rskrf.ru/consumer_rights/solutions/shops/chto-dolzhno-byt-na-tsennike-kakuyu-informatsiyu-prodavets-obyazan-na-nego-pomeshchat/