1. Журнал
  2. Лайфстайл
  3. 10 коротких и понятных ответов на детские вопросы о деньгах

10 коротких и понятных ответов на детские вопросы о деньгах

Содержание

Мы богатые или мы бедные?Почему у одних людей денег больше, а у других меньше?Почему у нас «нет на это денег», если у тебя есть работа?Что значит «купить в кредит»?Что значит экономить и зачем это делать?Что значит «деньги должны работать»?Как мне заработать? Зачем бумажные деньги, если есть карта?Откуда берутся деньги на карточке?Можно напечатать больше денег, чтобы всем хватило?

Дети начинают интересоваться деньгами гораздо раньше, чем мы думаем. По данным научного журнала Frontier Psychology, это обычно происходит уже в 4–5 лет. Психологи советуют не отмахиваться от первых вопросов, которые касаются темы денег, а давать честные и простые ответы. Такая тактика поможет сформировать у ребенка здоровое отношение к деньгам, понимать ценность труда, а в будущем — планировать траты. Ниже мы собрали самые распространенные детские вопросы и ответы к ним, которые помогут ответить без сложных терминов и лишних страхов.

Мы богатые или мы бедные?

Этот вопрос почти всегда про сравнение: ребенок увидел у друга игрушку, узнал о его поездке на отдых или услышал разговор взрослых и пытается понять свое место в мире. Не стоит давать уклончивые ответы или защищаться — лучше выяснить, что конкретно его тревожит: игрушка, праздник или слова сверстника.

Объясните спокойно, что «богатство» — это не только деньги, но еще здоровье, близкие люди рядом, умение ценить то, что есть. Сфокусируйтесь на безопасности и ценностях семьи — это снимет тревогу и даст опору.

Почему у одних людей денег больше, а у других меньше?

За этим вопросом часто стоит чувство справедливости. Дайте ребенку понятную картину: у людей разные работы, опыт, возможности, иногда разные обстоятельства. Кто-то начинал раньше, кто-то получил шанс, а кто-то временно в сложной ситуации. Избегайте моральных ярлыков «одни ленивые, а другие трудолюбивые» — лучше объясните, что на количество денег можно влиять со временем, например через учебу и труд.

Почему у нас «нет на это денег», если у тебя есть работа?

Для ребенка зарплата может быть абстрактным понятием. Родителям важно показать идею бюджета: есть регулярные расходы, непредвиденные траты. Объясните, что деньги распределяются по приоритетам, и иногда нужна пауза в тратах. Если позволяет возраст, покажите ребенку, как вы ведете бюджет, какие есть статьи расходов и сколько денег они забирают. Это учит понимать приоритеты и принимать нет без обиды.

Что значит «купить в кредит»?

Согласно исследованию Financial Times, дети поколения альфа больше предыдущих интересуются практической стороной финансов, в том числе кредитами и налогами. Важно донести до ребенка, что кредит — это не способ получить что-то бесплатно. Объясните, что за вещь в кредит платит магазин или банк, а людям нужно вернуть эти деньги частями, и в эти части обычно входит дополнительная плата — процент. Хоть товар и можно забрать сразу, его цена в итоге будет дороже. Подчеркните, что кредиты могут помочь в важных вещах, но с ними стоит быть осторожными.

Что значит экономить и зачем это делать?

Покажите, что экономия — инструмент безопасности: маленькие отказы сегодня — это спокойствие завтра. Объяснить можно на примере сладкого новогоднего подарка с утренника: можно съесть все конфеты за один день и остаться без них, а можно есть по чуть-чуть и наслаждаться конфетами все новогодние каникулы.

Что значит «деньги должны работать»?

Для взрослого это про вклады, проценты и инвестиции, для ребенка — про идею, что деньги можно не только хранить, но и использовать так, чтобы они приносили еще больше дохода. Объясните через образ: посадил семечко, вырастило дерево, которое дает плоды каждое лето. Не углубляйтесь в сложные термины: важна мысль о том, что разумное использование денег увеличивает их со временем.

Как мне заработать?

Этот вопрос зависит от возраста: маленьким детям интересен процесс получения награды за помощь, подросткам — идея самостоятельности и первого дохода. Для дошкольника и младших школьников это могут быть поощрения за дополнительные дела (не вместо обязанностей). Для 9–13 лет — разовые поручения у соседей, например прогулки с животными или походы в магазин. Для 14 лет и старше — репетиторство, подработка в кафе, удаленная работа на фрилансе. Важно поддержать инициативу, при этом надо обязательно обсудить безопасность, легальность и баланс дела, которое принесет заработок, с учебой.

Зачем бумажные деньги, если есть карта?

В большинстве случаев люди используют безналичный расчет, но наличные остаются удобными в ситуациях без интернета или на рынках, где нет терминалов и банкоматов.

Откуда берутся деньги на карточке?

Многим детям карта кажется источником денег сама по себе. Расскажите простыми словами: у родителей есть счет в банке, туда поступает зарплата или переводы, и карта — это инструмент, чтобы ими пользоваться. Это поможет ребенку связать труд и результат — деньги на счете.

Можно напечатать больше денег, чтобы всем хватило?

Наивный, но важный вопрос. Объясните идею инфляции понятным языком: если у всех станет много денег, но товаров в магазинах не добавится, а значит деньги потеряют ценность и все подорожает.

Детские вопросы о деньгах — это прекрасная возможность для начала большого и важного разговора. Не бойтесь его. Ваша искренность и готовность объяснять сложные вещи простыми словами — лучший вклад в формирование у ребенка здорового и рационального отношения к финансам на всю жизнь.



Источники:

https://моифинансы.рф/article/kak-govorit-s-detmi-o-dengah-6-glavnyh-pravil/

https://style.rbc.ru/life/652f98df9a7947d180e16672

https://www.ft.com/content/3f8fffe7-bd2e-417b-ae8a-51497203d74b

Обновлено: