Назад
Саша Щипин

ГАРАЖ

Музей современного искусства «Гараж».

В московском Музее современного искусства «Гараж» проходит выставка Томаса Деманда «Зеркало без памяти». Деманд работает на стыке скульптуры, архитектуры, фотографии, видеоарта и философии. Советуем, на что обратить внимание, и объясняем, каким образом настроиться на правильный лад перед посещением выставки.

1. Задуматься о том, что такое фотография

Фотография производит впечатление зеркала реальности, хотя, на самом деле, сильно ее искажает. Этот факт стал очевиден в последние десятилетия с развитием цифровых технологий, но художники размышляли о нем весь XX век. Что именно фиксирует фотография? Какую реальность она показывает? Насколько сильно человек, делающий снимок, меняет действительность, приукрашивая или перестраивая ее под себя? В попытке ответить на эти вопросы Томас Деманд и изобрел свой метод. Его кажущийся настоящим газон состоит из тысяч бумажных травинок, которые он собственноручно вырезал несколько месяцев, а вращающееся колесо парка аттракционов — на самом деле неподвижная модель, хитро выстроенная иллюзия.

Вид экспозиции выставки Томаса Деманда «Зеркало без памяти». Музей современного искусства «Гараж», Москва. 2021
Фото: Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»

2. Поразмышлять о проблемах памяти

Выставка неслучайно называется «Зеркало без памяти». Работы Деманда — это декорации событий, где нет людей и признаков времени. Пустые пространства на фотографиях, помимо чувства узнавания, вызывают и едва заметную тревогу. Мы мысленно достраиваем ситуации, пытаясь понять, что здесь произошло. Задумываемся о том, что же мы помним на самом деле о вроде бы известных историях. И о том, как изображение события — например, снимок в соцсетях, который может быть фейком, подлинным документом или даже правдивым и ложным одновременно, — влияет на наши воспоминания. Эти фотографии помогают нам увидеть себя, словно в зеркале, подумав о том, как именно работают мышление и память.

Вид экспозиции выставки Томаса Деманда «Зеркало без памяти». Музей современного искусства «Гараж», Москва. 2021
Фото: Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»

 

3. Уже на выставке не забыть: все, что вы видите на фотографии, — это макет

Объекты на фотографиях Деманда — это модели, которые он сам собирает из бумаги и картона. Отправной точкой для этих работ служат снимки из газет, журналов или интернета. Деманд изначально был скульптором, и его макеты стоит воспринимать именно таким образом — как скульптуры, повторяющие (или, как мы раньше заметили, не повторяющие) реальность. Сделав фотографию, художник уничтожает модель, выполнившую свое предназначение. Первый этаж выставки как раз посвящен размышлению о том, что такое архитектурная модель и как макет существует во времени и пространстве. В этом Деманду помогали два известных архитектурных бюро: японское SANAA, чьи макеты художник давно и внимательно фотографирует, а также британско-швейцарское Caruso St John, вместе с которым он реализовал известный проект «дома-гвоздя». Так называют дома, чьи владельцы отказываются продавать их под снос, так что здания одиноко торчат посреди расчищенных для нового строительства кварталов.

Вид экспозиции выставки Томаса Деманда «Зеркало без памяти». Музей современного искусства «Гараж», Москва. 2021
Фото: Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»

4. Прикоснуться к тайне времени

На самом деле выставка «Зеркало без памяти» знакомит с творчеством сразу двух художников: не только Томаса Деманда, но и идеолога «нового немецкого кино» Александра Клуге — режиссера, продюсера, писателя и общественного деятеля. Поднявшись по лестнице, вы увидите парящие кинопавильоны — подвесные конструкции, сконструированные Демандом и напоминающие о московском Доме культуры имени Русакова. В них показывают фильмы Клуге, которые были вдохновлены тремя работами Деманда, представленными на выставке: «Хранилище», «Пять глобусов» и «Руина». Сердце работ Клуге, их суть — это размышление об ускользающем настоящем. Что значит настоящее и сколько оно длится? Момент, в котором мы живем и в котором осознаем себя, — это одновременно и часть космической вечности.

Вид экспозиции выставки Томаса Деманда «Зеркало без памяти». Музей современного искусства «Гараж», Москва. 2021
Фото: Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»

5. Вспомнить о событиях, изменивших ход истории

Томаса Деманда интересуют снимки и ситуации, которые отражают переломные моменты политических ситуаций, новые точки отсчета современной истории. На выставке можно увидеть реконструированный пункт управления АЭС «Фукусима-дайити» или обстановку портлендского аэропорта, где 11 сентября 2001 года досматривали Мухаммеда Атту, вскоре после этого протаранившего одну из башен-близнецов. Есть и серия фотографий «Убежище», специально созданная для выставки в «Гараже» и связанная с Эдвардом Сноуденом — с тем периодом его жизни, когда он в 2013 году провел больше месяца в транзитной зоне аэропорта «Шереметьево». На фотографиях Деманда — усредненный образ ставшего то ли убежищем, то ли тюрьмой отеля (в реальной комнате, где провел свое заточение Сноуден, художник так и не побывал). Безликое и почти абстрактное помещение напоминает стартовую точку какой-нибудь компьютерной игры. Это глухое пространство без окон мы, зная историю американского IT-специалиста, наделяем зловещими качествами.

Вид экспозиции выставки Томаса Деманда «Зеркало без памяти». Музей современного искусства «Гараж», Москва. 2021
Фото: Иван Ерофеев
© Музей современного искусства «Гараж»