Назад
Саша Щипин

Саша Щипин

Автор

Для полноценного досуга необходимо не только время, но и пространство. У каждого человека обязательно должно быть место в городе, где он может перезагрузиться, на пару часов забыть о повседневной рутине, зарядиться энергией, узнать что-то новое и просто расслабиться. Современный человек привык делить свою жизнь между домом и работой. Он может иногда сходить с этого маршрута, отправляясь в кино или ресторан, но часто этого бывает недостаточно. Для того чтобы продолжать работать в полную силу и поддерживать гармонию в семье, нам необходимо какое-то третье место, не имеющее отношения к первым двум, но способное стать еще одним домом. Туда можно приходить в любое время, не будучи связанным никакими обязательствами, там можно встречать старых приятелей или знакомиться с новыми людьми, общаясь в неформальной обстановке, фонтанируя идеями или просто внимательно слушая собеседников. Самые обычные пространства становятся центрами притяжения и основой общественной жизни: бар, салон красоты, библиотека, собачья площадка, бассейн.

Кто придумал третье место?


Социолог Рэй Ольденбург

Эта концепция была сформулирована американским социологом Рэем Ольденбургом в книге «Третье место». Неформальная публичная жизнь — важнейшее средство для борьбы с депрессией, скукой и выгоранием, от которых страдают обитатели городов, курсирующие по маршруту «дом — работа». Общество вообще не в состоянии нормально функционировать без пространств, где люди могут взаимодействовать вне жестких правил. В отсутствие третьих мест начинает развиваться отчуждение, происходит атомизация общества. В своей книге Ольденбург обращается прежде всего к своим соотечественникам: в Соединенных Штатах традиция третьих мест всегда была достаточно непрочной — особенно по сравнению с Европой, где люди всегда собирались в кафе, тратториях и пивных садах.

С чего все начиналось?

В России происходит похожая история, с той только разницей, что как раз в нашей стране неформальное общение было важнейшей частью жизни. Конечно, с кафе и тратториями в Советском Союзе были некоторые проблемы, зато гаражи, бани, пивные бары или даже простые очереди перед магазинами были настоящими третьими местами. Не говоря уже о дворах и детских площадках, где традиционно продолжают собираться представители самых разных поколений. В 90-е годы в городах начали активно появляться клубы, которые, с одной стороны, уже имели некоторый юридический статус, а с другой — по-прежнему оставались неформальными и неформатными. Одним из старейших долгое время был московский «Третий путь» на Пятницкой, открывшийся в 1991 году и просуществовавший до 2014-го.

«Это был творческий центр, основанный Борей Раскольниковым, музыкантом и художником, — рассказывает музыкант Алексей Сулин, резидент «Третьего пути». — Фактически он занимал нишу первого московского рок-клуба: все основные музыкальные события 90-х так или иначе были связаны с «Третьим путем». Помимо концертной площадки, там постоянно работали художники. В этом творческом центре начинали, например, Андрей Бартенев и Петлюра».

В «Третий путь» приходили не только на концерты или выставки: здесь можно было посидеть в небольшом баре, поиграть в шахматы и просто поговорить с друзьями или новыми знакомыми. «Поскольку Боря знал пол-Москвы, а другая половина Москвы знала о Боре, к нему очень часто приходили в гости — просто так, пообщаться, — вспоминает Алексей Сулин. — В первую очередь это было пространство единомышленников».

Однако в последние годы жизненный уклад в России слишком сильно изменился: человек, а вместе с ним и все общество, пытается удержаться на двух опорах, перемещаясь из дома на работу и обратно. И без дополнительной опоры, без третьего места, эта конструкция становится слишком неустойчивой.

Как узнать третье место?

Третьи места могут иметь самый разный облик, но у всех подобных пространств есть общие признаки, по которым их можно безошибочно опознавать.

Нейтральность: каждый может приходить сюда, когда ему заблагорассудится. Деньги не играют здесь большой роли: если речь идет о кафе, возможно, придется заплатить, например, за чашку кофе, но даже это не всегда обязательно.

Неприметность. Третье место не выделяется внешним видом и интерьером, его никто особо не рекламирует, и многие горожане пройдут мимо него, даже не заметив. При этом оно не должно быть секретным и закрытым для чужаков: любой может сюда зайти, привнеся что-то новое.

Доступность — вообще важная характеристика третьего места. Оно должно располагаться недалеко от дома или работы, чтобы человек мог сюда зайти, не прилагая больших усилий: даже дорога должна быть комфортной.

В третьих местах все равны. Социальный статус, богатство, образование не имеют никакого значения — общественные бани особенно наглядно иллюстрируют этот тезис. Ценность имеют только личные качества: если кто-то и выделяется среди посетителей, то разве что интересный рассказчик и остроумный собеседник.

Наличие завсегдатаев: без них третье место не может существовать. Они создают атмосферу и задают тон общению, формируя и поддерживая традиции.

В таких местах весело. Это не искусственно вызванное веселье: здесь никто никого специально не развлекает. Просто все вместе поддерживают хорошее настроение, помогая друг другу забыть про стресс и проблемы на работе или в семье.

Это нечто вроде интеллектуального форума: здесь свободно высказываются самые парадоксальные мысли, сталкиваются разные точки зрения, завязываются дискуссии.

Визит сюда становится для многих редкой возможностью столкнуться с чем-то новым, будь то новая информация или новый человек. Это именно та новизна, которой часто не хватает на работе или дома и которая позволяет нам развиваться, стимулируя творчество.

«К нам приходят самые разные люди: начиная с чернорабочих с ближайшей стройки и заканчивая писателями, режиссерами, актерами. Есть даже один профессор из Колорадского университета, — говорит о своих гостях Александр Вагин, открывший вместе со своей женой Юлией Ивченко бар «Подозрительные лица», который стал одним из главных третьих мест Замоскворечья. — Приходят, чтобы встретиться, познакомиться, пообщаться. Для многих это настоящий второй дом». Завсегдатаи «Подозрительных лиц» фактически сформировали небольшое сообщество, общаясь в специально созданном чате (его администратор — один из постоянных гостей, а владельцы бара там на общих правах) и устраивая совместные мероприятия за пределами третьего места.

Зачем нужны третьи места?

Третье место играет важную роль и для первых двух — дома и работы. Например, сотрудник, которому не хватает общения за стенами офиса, будет тратить значительную часть дня на пустые разговоры с коллегами, а если его социализация проходит на досуге, то и работает он эффективнее. Сняв стресс и просто выговорившись в третьем месте, человек спокойнее отнесется и к домашним заботам, которые уже не будут казаться скучной рутиной.

Поэтому создание третьих мест, которые в последнее время начали исчезать, стало сегодня важной социальной задачей: городу они необходимы для нормального функционирования. Одной из удачных попыток заполнить эту нишу стало создание соседских клубов в новых жилых комплексах.

«В соседском клубе жители могут отметить семейные праздники, устроить собрание и обсудить вопросы по развитию жилого комплекса, просто встретиться и пообщаться, — рассказывает Ольга Володина, основательница этих клубов, работавшая директором по развитию социально-градостроительной концепции «Миниполис» девелоперской компании «Сити-XXI век».


В соседских клубах устраивают выставки, проводят различные занятия, мастер-классы и лекции для детей и взрослых. Примерно половину из них ведут сами жители». При этом клубы, как и положено третьим местам, открыты для всех: в кружки и на лекции приходят жители со всей округи.

Было время, когда на роль третьего места претендовал интернет: туда можно зайти в любое время, там происходит общение, там появляются новые люди и новая информация. Однако живое общение все-таки оказывается незаменимым: третье место должно быть физическим пространством, куда человек попадает, сойдя с проторенной дороги между домом и работой. Там мы можем полноценно использовать время досуга — общаться, творить или просто думать. Там мы можем найти и новые силы, и душевный покой, и хорошее настроение. Там мы можем найти себя.