Назад

Анастасия Постригай

Искусствовед, основательница онлайн-школы популярного искусства OP-POP-ART

Искусство 一 это очень серьезно! Без словаря не разберешь, о чем толкуют высоколобые искусствоведы, а в музее боишься лишний раз пошевелиться, чтобы не нарушить интеллектуальную атмосферу. Знакомые мысли? Оставьте их в прошлом! Сегодня изучать искусство можно легко, просто и играючи. Искусствовед, блогер и основательница Школы популярного искусства OP-POP-ART Анастасия Постригай советует 5 домашних игр, которые приблизят вас к миру художников. И совсем не обязательно быть профессиональным искусствоведом, чтобы повторить это со своей семьей и друзьями.  

Раз и навсегда покончить с мифами о «скучном» искусстве мне помогли... знакомые всем с детства игры. Я лишь немного модернизировала правила. И теперь мои родные на семейных ужинах с удовольствием и азартом отгадывают названия картин, а друзья заранее готовятся к вечеринкам — слушают подкасты и штудируют тематические ресурсы, чтобы поразить всех замысловатым термином или фактом из жизни какого-нибудь художника.

И заметьте — никакой зауми и насилия над личностью! Только чистое удовольствие (а бонусом — новые знания и прокачка мозга!).

Искусствоведческий «крокодил»

Правила игры — такие же, как в классическом варианте: ведущий загадывает слово и объясняет его жестами и мимикой, без использования слов и звуков. Тот, кто отгадывает, становится ведущим. В искусствоведческой версии нужно загадывать имена художников, стили или названия картин.

Подсказка для начинающих! Стиль рококо можно показать, изобразив кокетливую барышню. А объяснить, кто такой Эдгар Дега, — встав в позу балерины (они часто были героинями его картин). Вы удивитесь, как быстро от простого «Демона сидящего» Врубеля ваши друзья дойдут до «Сна, вызванного полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» Дали!
Creative Commons

«Да/Нет»

Тоже разновидность всем известной игры: ведущий загадывает слово, остальные отгадывают, задавая наводящие вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет». В нашем случае нужно загадать детали, предметы или героев на репродукциях картин.


Подсказка для начинающих! Чтобы было интереснее, берите «многолюдные» картины, например, «Последний день Помпеи» Брюллова, «Рыбную лавку» Снейдерса или «Игры детей» Брейгеля. А для особо продвинутых и сплоченных компаний подойдет «Сад земных наслаждений» Босха. 

Creative Commons

«Стикер Quot»

Еще один вариант аналогичен игре со стикерами, которые клеятся на лоб — «Стикер Quot», когда ведущий загадывает каждому участнику свой предмет/героя/деталь на картине, а игрок пытается угадать, кем или чем он является. На наводящие вопросы ведущий также может отвечать только «да» или «нет».

Подсказка для начинающих! Предположим, ведущий загадал раковину, на которой Венера на картине Сандро Боттичелли прибывает на берег. Диалог может быть примерно таким:

— Это предмет или герой? 

— Предмет. 

— Он твердый на ощупь? 

— Да. 

— Я мог(ла) видеть его, когда был(а) на море? 

— Да! 

— Это раковина!

Creative Commons

 

«Чепуха»

Наверняка многие из вас в детстве так играли и не догадывались, что это развлечение придумали легендарные художники-сюрреалисты еще в 1920-х. Выигравших и проигравших тут нет, зато пара часов задорного смеха — гарантирована!

Есть три уровня сложности: 

Самый простой — сочинение «письма из Простоквашино». Игрок пишет на листе бумаги слово или фразу и загибает лист так, чтобы ее не было видно, затем передает следующему. Последний игрок разворачивает и читает получившееся художественное высказывание. Чтобы получилось сюрреалистично, но все-таки по-русски, игроки договариваются заранее, какую часть речи и в какой форме они будут писать. Например, первый пишет существительное в именительном падеже, второй — прилагательное, третий — глагол и так далее.

Вот какие шедевры получались у изобретателей этой игры: «Двенадцатый век, красивый, как сердечко, приводит к угольщику улитку мозга, которая уважительно приподнимает шляпу». Или: «Анемичная девочка заставляет краснеть восковые манекены».

В более сложном варианте участники не пишут, а рисуют. Они вместе решают, что собираются изобразить. Лист загибают так, чтобы следующий игрок видел только небольшую часть нарисованного предыдущим. Результат можно смело вешать на стену — прослывете знатоком и ценителем сюрреализма! Бонусом можно провести конкурс на самое остроумное название получившейся картины (или его тоже можно сочинить всем вместе, загибая листок, как в первом варианте игры).

Когда первые два уровня освоены, переходим к третьему, самому «продвинутому». К нему придется подготовиться — для игры понадобятся вырезки из газет и картинки из журналов. По тому же принципу, что и выше, игроки по очереди наклеивают их на лист. В итоге получается коллаж, всерьез претендующий на звание предмета современного искусства!

Кстати, именно коллаж был основным способом выражения себя в искусстве у дадаистов — о них речь пойдет в следующей игре. 

Creative Commons

 

Игра в дадаистов

Дадаизм — художественное течение, возникшее во время Первой мировой войны как реакция творческих людей на ужасы, происходящие в мире. Гуманистические ценности рухнули, от красивой довоенной жизни не осталось и следа. А что сделали художники? Выбрали смеяться! Дадаисты были комиками, циниками, возмутителями общественного мнения. Они пропагандировали «антиискусство» и запросто могли заявить, что отныне и простое велосипедное колесо может считаться шедевром, если разместить его не в старом гараже, а в галерее. Например, Марсель Дюшан шокировал публику тем, что принес на выставку обычный писсуар, а организаторы поставили его среди остальных экспонатов. 

Вам же, чтобы почувствовать себя немного дадаистами, нужно разделиться на команды, взять любой предмет домашней обстановки и по очереди придумать ему необычное применение. Проигрывает та команда, у которой первой иссякнет фантазия.

Подсказка для начинающих: не бойтесь фантазировать! Возможно, в том, чтобы на утюге поджарить яичницу, а старую гитару превратить в цветочный горшок, есть рациональное зерно. Или нет — дадаистам наплевать на рационализм, помните?

Creative Commons



Пока писала этот текст, поняла, что я тоже немного дадаист — знакомые всем с детства игры при наделении их новыми смыслами превращаются в совсем иное явление. Подумайте на досуге: может быть, и вы сможете переквалифицировать хорошо знакомые нам всем занятия в забавный, но интеллектуальный досуг?