Назад
Саша Щипин

Анастасия Постригай

Искусствовед, основательница онлайн-школы популярного искусства OP-POP-ART

В Европу культура цивилизованного общепита (не грязная припортовая таверна, а место, где можно приятно провести время, попить кофе и посидеть в хорошей компании) пришла с Востока еще в XVII веке. А в XIX столетии европейские кафе и рестораны (особенно французские) оказались центром культурной жизни. И сыграли ключевую роль в истории искусства. Какую именно — рассказывает искусствовед, основатель онлайн-школы популярного искусства OP-POP-ART Анастасия Постригай.

За появление в Париже культуры арт-кафе, где собиралась богема, спасибо надо сказать барону Жоржу Осману. Это он, несмотря на огромное количество критиков, перекроил столицу Франции. Превратил ее в тот самый романтический город с бульварами и многочисленными увеселительными заведениями, которые и породили совершенно новую, уникальную и чрезвычайно талантливую «тусовку».

Именно благодаря тому, что кафе и ресторанчики гостеприимно распахивали им свои двери, в историю живописи ворвались импрессионисты. Этих лихих малых, которые устроили революцию в официальном искусстве конца XIX века, не очень-то приветствовали в академических кругах. Зато в многочисленных кафешках Монмартра и бульвара Монпарнас они были настоящими героями.

Здесь решалась судьба актуальных тенденций, шли горячие споры, рождались идеи новых картин. Что и говорить, публика была колоритная, с каждого первого можно было писать портрет. Чем многие художники и пользовались. Приглашаю вас на прогулку по парижским кафе — глазами импрессионистов (и не только)!

Сцена первая. Эдуард Мане. «Сливовица» 

Бессмысленно глядящая вдаль женщина с сигаретой, перед ней — бокал со сливами, вымоченными в бренди (часто подавали в парижских заведениях). За спиной героини легко угадывается интерьер кафе «Новые Афины» на площади Пигаль. Натурщица, которая позировала художнику, Эллен Андре, появляется на картинах Эдгара Дега «Абсент» (со схожим со «Сливовицей» сюжетом) и Огюста Ренуара «Завтрак гребцов». Везде — как женщина одинокая, с непростой судьбой, которая не прочь приложиться к рюмке. Возможно, такую репутацию Эллен заработала именно как завсегдатай «Новых Афин». Ведь приличным девушкам без сопровождения вход в подобные заведения был заказан.

Сцена вторая. Огюст Ренуар. «Лягушатник» 


Creative Commons

Этому заведению, расположенному на понтоне, который был пришвартован к берегу реки Сены, художник посвятил не одну, а целых три картины. А еще «Лягушатник» и его обитателей писал Клод Моне. Часто художники приезжали сюда вместе и ставили мольберты рядом. А неудачные наброски отдавали хозяину заведения — за бесплатный обед. Кстати, свое название кафе получило вовсе не из-за близости к воде. «Лягушками» тогда называли эмансипированных барышень, которые, без оглядки на общественное мнение, были не прочь повеселиться, потанцевать и, может быть, найти себе нового кавалера.

Сцена третья. Пабло Пикассо. «В кабаре “Лапин Агиль”»


Creative Commons

Кабаре «Проворный кролик» на Монмартре было одним из излюбленных мест Пикассо. На этой картине художник изобразил самого себя в образе Арлекина, а на заднем плане — хозяина заведения, которого постоянные посетители любя звали папашей Фреде, с гитарой. По его заказу он и написал полотно. Немало жанровых сценок в кафе художник посвятил излюбленному напитку богемы — абсенту. При том, что сам он, по словам современников, в пристрастии к спиртному замечен не был.

Сцена четвертая. Амедео Модильяни. Портреты


Creative Commons

Сегодня одетого в лохмотья Модильяни вряд ли даже близко подпустили бы к фешенебельному ресторану «Ротонда» на углу бульваров Распай и Монпарнас. А тогда, в начале XX столетия, он, как и многие другие богемные персонажи, был здесь постоянным… нет, клиентом назвать его трудно, поскольку денег у него никогда не было. Посетителем. Неизменной частью пейзажа. Аттракционом. Он приходил сюда и рисовал. Постоянно. Часто подходил к гостям, представлялся и предлагал написать их портрет за 5 франков. Многие соглашались, особенно, почему-то, скандинавы.

Сцена пятая. Илья Репин. «Парижское кафе» 

Creative Commons

Русский художник одним из первых уловил и идеально выразил на полотне всю суть этого явления, которое позже вдохновляло Ренуара и Мане. Каждый персонаж его картины — история, ясно и выпукло выписанная. Настолько ясно, что картина вызвала совсем не однозначные эмоции у критиков в России. Как мог автор трагических «Бурлаков на Волге» опуститься до легкомысленной французской буржуазии?! Впрочем, французы тоже были немного удивлены. Естественно, привлекала всеобщее внимание дама на переднем плане. По сегодняшним меркам — ничего особенного.Подумаешь, зашла прилично одетая женщина в кафе. Почему же половина посетителей на нее уставилась — кто с негодованием, кто со смущением? А дело все в том же, о чем говорила выше: появиться приличной девушке в общественном месте одной, без сопровождения, было невероятной дерзостью! Репину даже пришлось исправлять взгляд героини, сделав его более скромным (первоначальный вариант вернулся после реставрации, но это уже другая история).

Вот так изначально вроде бы совершенно приземленная тема - кормить людей за деньги - стала частью истории искусства. А нам, зрителям, дала возможность изучить энциклопедию французской жизни, какой она было сто лет тому назад, глазами ее талантливых очевидцев.

Или даже поучаствовать в ней! Ведь никто не может вам помешать сесть за столик в ближайшем кафе и не спеша позвучать посетителей. Представить, героями какой картины они могли бы быть. А может быть, и самому набросать небольшой скетч, вдохновившись моментом?